Учебный год начался. То-то и оно, что только начался, вздохнет большинство мам и пап: вслед за праздничной линейкой потянется череда учебных будней.

Как начать учебную жизнь с новыми силами и сделать их источник неиссякаемым? Желая минимизировать нагрузки, хочется помочь тем деткам, которые пока еще ходят в детский сад, и у которых есть проблемы с речью.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с друзьями и взрослыми.  Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Но сначала ребенок осваивает звуковую речь. Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

- развитие движений артикуляционного аппарата;

- последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.

 Что же такое речь?

Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата; стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие речевого дыхания; крыша - развитие фонематического слуха.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

2   3

Упражнения для детей.

Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед.

Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У.

Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем «чашечку».

«Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.

«Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, повышают иммунитет.

4   7

 Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома:

Сдуть снежинку с кончика носа. Ватку сдуваем с носа.

Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

7 2

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

Игра с карандашом:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки.

Цель упражнений - научить ребенка слышать:  Взрослый произносит ряд звуков; а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  И ребенок объясняет игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Экспертное мнение предоставила учитель-логопед Калинина Светлана Владимировна.

Мы в соцсетях

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта гиперссылка на https://berezainfo.ru обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ | Политика конфиденциальности