Учебный год начался. То-то и оно, что только начался, вздохнет большинство мам и пап: вслед за праздничной линейкой потянется череда учебных будней.
Как начать учебную жизнь с новыми силами и сделать их источник неиссякаемым? Желая минимизировать нагрузки, хочется помочь тем деткам, которые пока еще ходят в детский сад, и у которых есть проблемы с речью.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с друзьями и взрослыми. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Но сначала ребенок осваивает звуковую речь. Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
- развитие движений артикуляционного аппарата;
- последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
Что же такое речь?
Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата; стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие речевого дыхания; крыша - развитие фонематического слуха.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Упражнения для детей.
Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед.
Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У.
Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем «чашечку».
«Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
«Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, повышают иммунитет.
Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома:
Сдуть снежинку с кончика носа. Ватку сдуваем с носа.
Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
Игра с карандашом:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь,
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки.
Цель упражнений - научить ребенка слышать: Взрослый произносит ряд звуков; а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. И ребенок объясняет игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Экспертное мнение предоставила учитель-логопед Калинина Светлана Владимировна.