В целях улучшения и упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены 12 целевых моделей. К таким направлениям, в том числе, относятся кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество, которые направлены на совершенствование учетно-регистрационных процедур и улучшение условий ведения бизнеса в регионах.
В целевых моделях по регистрации прав и кадастровому учету учтены все шаги, с которыми предприниматели сталкиваются при приобретении и оформлении недвижимого имущества, а также основные потребности бизнеса.
Целевые модели выстроены в логике последовательных действий, которые совершает заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность, - с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности.
Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Так, выбор земельного участка заявитель начинает с ознакомления с градостроительными документами, в том числе с информацией из генпланов и правил землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления. Затем необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг заявитель обращается к кадастровым инженерам и опять же в органы местного самоуправления.
Следующим этапом, который необходимо пройти заявителю для оформления недвижимости, является процедура межевания, которую осуществляет кадастровый инженер в соответствии с заключенным договором подряда. И только после успешного выполнения этих действий заявитель может обратиться в Росреестр, чтобы поставить объект недвижимость на кадастровый учет и зарегистрировать на него права.
В целом, целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий взаимодействия Росреестра с гражданами — увеличение доли услуг, оказанных через сеть многофункциональных центров «Мои документы» в электронном виде.
На 1 мая в ЕГРН внесена информация о 2 из 7 границ между Свердловской областью и субъектами РФ. За отчетный период в ЕГРН внесены сведения о границах 84 муниципальных образований из 94. По состоянию на 1 мая 2018 года в ЕГРН содержатся сведения о 323 границах населенных пунктов из 1869.
Наличие актуальных сведений о границах муниципальных образований в реестре недвижимости способствует развитию территорий, рациональному использованию земельных ресурсов, эффективному налогообложению, а также гарантирует права собственников недвижимости, снижает риски ведения бизнеса.